Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Слова, и слова, и слова...
На главную страницу >>>
  

 

 

Слова, и слова, и слова...

Нет ничего ясного, что не хотелось бы запутать человеку. Простые отношения имеют тенденцию превращаться в мексиканские страсти, простые слова - в полные глубокого смысла загадки.




Самую важную часть коммуникации - разговор - мы пытаемся обратить во что-то маловразумительное, потому что начинаем играть. Играть со словами и играть в слова, пряча подлинный смысл, разбивая фразы, разнося слово на буквы. А потом с детским азартом, начиная выбирать побуквенно слово. И если не оказываемся на виселице, то узнаем, что придумал ведущий.

Когда появились эти игры со словами? Наверное, вместе с речью, потому что игра в моделирование действительности свойственна человеку, заложена где-то в его сознании. В основном все игры со словами сводятся к банальным пряткам, когда ведущий прячет слово и показывает только какие-то его признаки: размер, описание и так далее. Наиболее яркие прятки - загадки. Здесь вместо слова произносится некая фраза, которая должна вызвать у отгадывающего ассоциативный ряд, который в конечном счете и приведет к нужному слову. "Думай, представляй" - говорят воспитатели ребеночку в детском саду. Интересно, кто-нибудь из ваших знакомых отгадал самостоятельно хоть одну загадку без подсказки? Одну из тех русско-народных, банальнейших, известных каждому? Хоть два кольца - два конца, хоть полна горница людей? Наверно, надо обладать действительно недюжинной фантазией, чтобы соотнести фразу "без окон без дверей" с огурцом. Честно говоря, не удавалось ни разу отгадать. И не знаю ни одного человека, который бы отгадал самостоятельно, без вот этих наводящих подсказок типа: "Ну посмотри вокруг себя, ну что у нас в доме с двумя кольцами, с гвоздиком?" - и так незаметно подталкивая взглядом к коробке с нитками, где - точно знает ребенок - лежат ножницы. В общем, широко известный и всенародно любимый вид игры.

В остальных также присутствует элемент пряток, но присутствует и разложение, разбивка на составные части. И самый первый, он же простейший, вид - разложение слова на буквы. Наглядный пример: балда и виселица. В балде рисуется поле наподобие крестиков-ноликов и в середине пишется слово, например, БАЛДА, потом путем прибавления к слову букв (по одной) составляются новые слова - БАК, ЛАК и так далее. Количество букв в новых словах считается и выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков (за букву дается по одному баллу). Миролюбивая игра - виселица - построена следующим образом. Рисуется несколько прочерков, на место которых игрок должен вставить буквы. При неудачной попытке ведущий пририсовывает по элементу к виселице. А потом с удовольствием "вешает" и самого игрока. В результате проигрыша, конечно. В результате выигрыша на планке остается висеть одна голова, например. Или просто стоит одноногая виселица.

Следующая, более сложная, стадия - разложение фразы на слова. И известная всем филологам игра - буриме. Здесь уже заканчивается традиция русско-национального и начинается традиция загранично-литературного. Буриме - это создание искусственное, рассчитанное на интеллектуалов. Во-первых, точно известен автор - француз Дюло, известны время и место распространения - Франция, вторая половина XVII века. Суть игры в написании стихов на заранее заданные рифмы, а порой и на заданные темы. Играть в буриме довольно просто. Если вы в силах придумать две-три легонькие рифмы - задаете их участникам. Если не в состоянии - тупо смотрите в словарь рифм и выбираете наиболее неподходящие друг к другу, радостно потирая руки и представляя, как будут мучаться участники игры.

Есть и другие словесные литературные игры. И не все они придуманы в замшелом прошлом. И сейчас запросто можно поиграть в свежепридуманную игру в слова. Вот, например, обнаруженная на одном из сайтов игра - бескрылки. Задача - угадать отсутствующее в задании широко известное выражение (пословицу или, скажем, строку из стихотворения или песни). Собственно говоря, опять все те же прятки. Только спрятано уже не слово, а фраза. Для помощи оставлены: рифма, размер, смысл оставшейся части строфы (они и есть бескрылки). Автор идеи таких заданий - Олег Пелипейченко. Двукрылками (трехкрылками) называются бескрылки, содержащие два (три) крыла из разных источников. Оборвышами - бескрылки, искомые фразы в которых получены из известных выражений путем обрыва последних, то есть отбрасывания слова или даже его части. Хотя это, скорее, можно уже отнести к следующей стадии - разложению текста на фразы. Довольно связный текст разбивается на отдельные предложения. Помните, когда задаются вопросы "кто? с кем? когда?" и так далее, и ответы записываются на бумажку, после каждого ответа бумажка сворачивается и передается следующему игроку по кругу? А потом со смехом зачитывается абсурдный текст, где исторические деятели действуют наравне с неживыми предметами, а также с самими игроками и их знакомыми и близкими.

Игра в слова настолько полюбилась филологам, что из упражнений для развития речи она переросла в целое направление, позже названное театром абсурда. Абсурдистские пьесы - это тот случай, когда интереснее читать, воспринимая текст таким, каким нам представил его автор, чем смотреть на сцене. Само восприятие драматургического текста зависит от неправильности написания слов, от намеренного пренебрежения автором правилами русского языка.

Неправильность написания рождает ассоциацию с неправильностью общей, нелогичностью существования, чего, собственно, автор и добивается. Так же, как правила языка ничего не значат для автора, так и правила жизни ничего не значат для его героев. В одной из работ - "Записки и контрзаписки" - Ионеско говорит, что дезорганизации Языка (именно так, с большой буквы) соответствует распад персонажей, которые перекидываются не репликами и даже не кусками предложений, не словами, но согласными или гласными. Он возвел игру с речью в разряд экзистенциальных проблем, сопоставив ее с формированием действительности. Двадцатому веку вообще были свойственны самокопание и смелые параллели. В 1913 году Крученых издевался над публикой, разрывая слово на фонемы и раписывая заумь, но зато кто не знает знаменитое "дыр бул щыл"? Он тоже хотел переделать жизнь, создав новый язык. Хармс разбивал действительность на фразы, и его до сих пор считают (небезосновательно) сумасшедшим гением. Эти энтузиасты пошли дальше всех. Они решили, что моделирование заменит сам мир, что игра в слова создаст новую действительность. Они решили стать богами и дьяволами сразу.

Потому что подсознательно мы все стремимся стать богами (или дьяволами - это кому что больше по душе), а потому и пытаемся переделывать, создавать и разрушать действительность через такую невинную игру - в слова.