|
|
Девочка, живущая в Сети
|
|
|
|
|
Как на просторах нашей родины, так и в большинстве других развитых стран существует драматичное разделение, о существовании которого большинство людей, наверное, вовсе и не подозревают.
А между тем для людей из разных лагерей, разделенных всего-то электронным проводом, представить себе, как живут их противники, практически невозможно. Я говорю о двух мирах, которые принято называть реальным (реалом) и виртуальным (виртуалом). Виртуальный мир, как мы расскажем ниже, - явление далеко не однородное и включает в себя массу субкультур. Но вначале поговорим немного о скучных цифрах.
Реальная виртуальность
По разным оценкам (начиная от западных интернет-агентств и заканчивая Минсвязи РФ), численность интернет-аудитории в России составляет от трех до восьми процентов населения страны (то есть от пяти до двенадцати миллионов). Много ли это? Насколько сравним такой показатель с аналогичными цифрами западного мира?
Вопрос этот неоднозначен. С одной стороны, наша страна испокон веков в силу рельефных и климатических особенностей осваивалась настолько неравномерно и неохотно, что строительство мощной информационной инфраструктуры (например, прокладка современных оптоволоконных сетей) было начато с большим запозданием, а ведь именно это - один из секретов успеха. Поэтому сравнивать наши кровные восемь процентов с теми пятьюдесятью, которые может выставить богатая, густонаселенная, унизанная проводами Америка, наверное, неправильно, особенно с учетом того, что в Америке скорость насыщения населения Интернетом несколько замедлилась, а у нас, наоборот, ежегодный прирост интернет-аудитории весьма велик (38,7% по итогам 2001 года по весьма консервативной оценке Минсвязи). Поэтому и мы можем порассуждать на тему интернетовской субкультуры и ее отпрысков.
Нет никого, пожалуй, кто не слышал бы о виртуальной реальности. При ее упоминании большинству людей, уверен, приходит на ум фильм "Газонокосильщик", где простого сельского паренька в рабочем комбинезоне превратили в нечеловечески умного врага народа и поселили в каком-то неуютном месте между материнской платой и блоком питания.
Это не значит, впрочем, что не существует виртуальной реальности как таковой. Она есть. Она в России уже давно, лет тринадцать. И воздействие этой реальности на умы велико - пусть пока это небольшое количество умов, но важно то, что все они молоды и крепки. Виртуал затягивает, как курение, и едва ли менее вреден для неокрепших организмов. Об этом мы сейчас и поговорим.
Круг первый: Фидо и BBS
Все началось с FIDOnet. Не буду долго и утомительно рассказывать, что это такое, и как это хорошо. Важно, что Фидо - то есть набор текстовых конференций, где люди обсуждают интересные им темы, - успешно продолжает привлекать наших сограждан где-то с 1990 года. Учитывая то, что возможности конференций Фидо значительно более ограниченны, чем возможности интернет-чатов, довольно сложно объяснить практически неубывающую приверженность слушателей музыки модема именно к этой системе общения. Однако факт остается - конференции не теряют популярности ни в России, ни на Западе. Здесь зачастую можно встретить как серьезных ученых (впрочем, это, конечно, относится в первую очередь к американским news-группам), так и известных скандалистов, а часто и то и другое в одном лице.
Некоторые легендарные личности, родившиеся в Фидо, не смогли перегрызть порочную пуповину привязанности к темным страничкам с нечитаемым текстом и пробраться наружу, к слепящему свету графического Интернета, а зря. Вот, например, в свое время был в Фидо некий г-н Сколота, с завидным упорством писавший, причем с гробовой серьезностью, стихи вот какого характера (орфография оригинала сохранена):
Я иду по дороге мутной такой,
и темна и светла та дорога,
я иду и иду в темноту обьятный,
за спиной у меня висит меч булатный,
и кого бы не встретил дороге на той,
розрубил я их всех и брызгнула кровь,
если встречу я бога там в рясе, изрублю я
его пока он не захлебнется в своем мясе
Этот пример, на мой взгляд, интересен в качестве иллюстрации того, что патологические проявления, подавляемые такими представителями человечества в реальной жизни, в виртуальном мире, где привычные тормоза отсутствуют вовсе, раскрываются во всей своей красе.
Вообще замечено, что титаны духа и мысли тяготеют все больше к текстовым общалкам с минимумом функциональности и несколько замедленным режимом обновления. В отличие от чатов, где руки только и успевают набивать двоеточие за двоеточием, скобку за скобкой, в тех гостевых книгах, где промежуток между вопросом и ответом составляет десять-пятнадцать минут, успевает вроде как произойти некоторое переваривание мыслей... Но к этой щекотливой теме, впрочем, мы еще вернемся. Нельзя ведь в этой главе обойти своим вниманием такое явление этой субкультуры, как BBS - Bulletin Board Systems, или электронные доски объявлений.
Еще каких-то пять-семь лет назад у людей, которым катастрофически не хватало общения, а также бесплатного программного обеспечения для своего компьютера (сочетались эти две категории совершенно чудесным образом), был вот какой выход: взять где-нибудь у знакомых со схожими жизненными интересами список таких вот станций BBS и дозваниваться до них посреди ночи под негодующее шипение соседей по койко-местам. BBS лучше всего уподобить, пожалуй, очень простым и примитивным аналогам нормальных серверов. Они могли поддерживать одновременно несколько линий. Как правило, содержали их энтузиасты компьютерного дела, и гарантированное соединение доступно было лишь по ночам.
Когда ты дозванивался в первый раз, с замиранием сердца слушая сбивчивое и неровное, как у астматика, дыхание волшебной машинки-модема, ты был никем. Тебя держали за животное и позволяли пастись на альпийских лугах софта каких-то жалких пять-десять минут. Но если тебе удавалось пробиться к всемогущему системному оператору (сисопу) и усладить его слух историями a-la Шахерезада Степановна, тебе поднимали уровень, и ты мог полчаса, да что там - час, два! - скачивать картинки, тексты, самопальную фантастику в кривых архивах. Возможности, открывавшиеся перед неискушенным пользователем, были воистину безграничны. И, пожалуй, дух той первобытной романтики капитанов информационных океанов действительно утерян в современном кабельном и карточном Интернете. Сам автор как-то потратил полчаса своей молодой жизни на общение с таким вот сисопом-энтузиастом, после чего скачал с его станции какой-то необычайно пригодившийся впоследствии в жизни файл.
Круг второй: чаты
На самой заре WorldWideWeb появились и с тех пор не сдавали своих позиций чаты. Богатая культурная традиция электронных клубов общения, где ники подсвечивались разными цветами, реплики были коротенькими и ублюдскими, а ничего не значащие смайлики раздавались направо и налево, пошла в массы именно оттуда. Пожалуй, удивительной особенностью чатов является их абсолютная бессмысленность. Ни один чат не произвел на свет ничего более достойного, чем сбор участников на станции метро "Ботанический сад". На девяносто с гаком процентов эти места укомплектованы тинэйджерами, которым всегда очень хочется поговорить и всегда не о чем, не с кем, некогда или незачем, а проблем так много. Автор часто слышал от участников такого рода мероприятий уверения в том, что там среди завсегдатаев - кандидаты филологических наук, народные умельцы и вообще чуть ли не космонавты-естествоиспытатели, но это только укрепляло автора в осознании той простой истины, что среди перечисленных категорий населения тоже попадаются душевнобольные.
Чаты безусловно были и остаются культурным феноменом, совершенным суррогатом нормального человеческого общения. Но если для "пацанов и дифчонок", у которых закомплексованность зачастую бьет гаечным ключом, компьютерное общение с перерывами на еду и сон - естественно и приемлемо, то, когда тем же занимаются взрослые мужики, каждое утро аккуратно расчесывающие волосы на груди на косой пробор, уже надо свистать всех наверх. Именно поэтому, если люди, которых характеризуют с употреблением плодоовощной терминологии типа "оформившийся" и "зрелый", и просиживают штаны в Интернете, они общаются все-таки немножко иначе.
Если отставить в сторону психологические проблемы, полные мешки которых завсегдатаи чатов таскают за собой, как больные Деды Морозы, говорить о каком-то особенном драматизме в контексте чатов сложно. Автору не известен ни один случай, когда в результате несчастной любви, не пролезшей в провод, кто-нибудь покончил бы жизнь самоубийством; если такое и произошло, то произошло не по вине электронов и случилось бы в любом случае. Суицидальные развязки мы прибережем под конец статьи.
Затяжка № 3: форумы и гостевые книги
Как показывает практика, все формы сетевого общения имеют свойство затягивать. Рассуждать, почему именно так происходит, пожалуй, было бы уместнее в контексте полноценной диссертации, а не тут. Однако, в отличие от чатов, за счет своей нон-стоповости эмулирующих полноценный разговор, культура гостевых книг (в которых обычно обсуждается все подряд от клеймения скота в Техасе до партийной системы Израиля) и форумов (которые обычно бывают тематическими) набирает такое количество адептов благодаря прямо противоположным факторам. Здесь можно разговаривать с небольшими перерывами, и у собеседников есть время обдумать ответ, посчитать, высунув язык, количество запятых, проглядеть форзац учебника русского языка с перечислением орфограмм... За счет этого общий культурный уровень таких "клубов" кажется стороннему наблюдателю весьма значительным и зачастую небеспочвенно.
Именно здесь завязываются вполне серьезные знакомства с матримониальными развязками. И мне не хочется даже начинать перечислять все известные мне случаи, когда люди, совершенно не знакомые раньше, вдруг обнаруживали в течение долгих разговоров, что:
1) учились на одном факультете одного и того же университета (это самое невинное) с разницей в пару лет;
2) жили на одной улице;
3) сдавали друг другу экзамены;
4) летели одним и тем же самолетом в один и тот же город;
5) знали одного и того же человека (который потом чудесным образом появляется в том же клубе под совершенно неузнаваемым псевдонимом и начинает вести себя как идиот);
6) et cetera, et cetera.
В общем, в такие места приходят серьезные люди с серьезными намерениями.
И по-ле-те-ел... Игры по Сети и ролевые игры
Наши затяжки становятся все короче и короче. Они организованы как бы по нарастанию степени привыкания. Теперь мы дошли до явления, которое, на мой взгляд, не представляет особого интереса - ни с точки зрения психологического анализа, ни с точки зрения потенциального участника. Это игры через Сеть. Явление это - массовое, приносящее наиболее искусным последователям некоторый скромный доход (призовые фонды, утекающие к геймерам, способны поразить воображение простых трудяг - счет идет на десятки тысяч зеленых крузейро!), но при этом, если посвящать ему все свободное и несвободное время, - отупляющее и потенциально, как показывает новейшая история Америки, деструктивное. Сравнительно недавно во всех новостных агентствах проскользнула леденящая кровь история о мальчике (в США вообще детьми называют практически всех, у кого седины в волосах еще не видно) лет восемнадцати, который просиживал за какой-то электронной игрой по шестнадцать часов в сутки. Вопреки распространенным стереотипам, в этой игре никто никого не рубил на казахское азу бензопилой, но тем не менее в результате очередной перипетии игры для мальчика закончились летальным исходом (самоубийство).
Самый интересный случай, пожалуй, - это ролевые игры: аналог театра, но перенесенный с материальных подмостков на подмостки виртуальные, с живыми актерами, удивительными и интересными сюжетами и возможностью повернуть время вспять - поймать вылетевшего воробья и, если вылетел уродец, оборвать ему крылья. Но об играх я распространяться не буду вовсе.
В конце концов, должно же у меня остаться что-то свое?
Must die
Таким образом, все хорошо и все довольны.
Но все-таки живите не только компьютером.
Фу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|