|
|
Мобилы на тропе игры
|
|
|
|
|
Мобильные телефоны давно перестали быть просто устройствами, с помощью которых два благородных дона могут в любой момент вступить в приятную беседу. В процессе эволюции функциональность мобил неукротимо увеличивалась параллельно с уменьшением их размеров. Сначала мобила пискляво оповещала донов о том, что начинается новый день или что пора позвонить родителям. Потом она частично заменила нормальное голосовое общение коротенькими письмишками, после чего донам пришлось осваивать скоростной набор на мизерной клавиатурке. Наконец, мобила пролезла в Интернет и с фантастической скоростью начала выкачивать финансы из тех благородных донов, которым хотелось прилюдно получать e-mail'ы или прямо на улице, не стесняясь прохожих, узнавать котировки акций.
Но деньги, истраченные на e-mail, - это сущие пустяки по сравнению со свиньей, которую подложили донам мобильные игры.
Большой маленький экранчик
Первые из них никакого отношения к Интернету не имели, а все расходы на них ограничивались платой за электричество, слопанное телефонной батарейкой. Но бесплатно хорошо не бывает, и все эти тетрисы, змейки и саперы если и могли кого развлечь, то разве что пассажира в плацкарте или журналиста, уже доевшего последние ногти на скучной пресс-конференции. Впрочем, я, должно быть, слишком избалован "нормальными" играми...
Но с изобретением такой штуки, как WAP-протокол, ситуация начала потихоньку меняться. Сначала - на Западе, как это всегда и бывает. Операторы мобильной связи в какой-то момент осознали, что e-mail'ы, котировки и прочая дребедень - ничто по сравнению с тем, какое количество пользователей могут привлечь со вкусом сделанные мобильные игры. Что даже на крошечном экранчике в шесть строк можно воссоздавать целые миры, в которые человек провалится с головой. Ну а если не миры, то хотя бы примитивные варианты "одноруких бандитов" или навороченных тамагочи - среди миллионов мобилоюзеров непременно найдутся и те, кто не прочь покрутить барабан с нарисованными фруктами или раз в день менять памперсы своему электронному утипусику.
Сначала разработкой мобильных игр занимались специализированные отделы крупных девелоперских компаний. Но очень быстро появились и мини-команды, которые работали по заказу операторов связи или просто напрямую продавали игры пользователям. Рынок вырастал со скоростью ядерного гриба, и уже в 1999 году его суммарный оборот составил почти 3 миллиарда долларов. Маркетинговые компании выдают самые радужные прогнозы о дальнейшем развитии рынка. По их мнению, к 2005 году на мобильные игры подсядут примерно 80% владельцев сотовых телефонов. Производители телефонов явно разделяют мнение маркетологов. В прошлом году четыре монстра сотового бизнеса - Nokia, Ericsson, Motorola и Siemens - учредили Mobile Games Interoperability Forum, в рамках которого будут разрабатываться стандарты для создания мобильных игр. Монстры ориентируются на мобильники третьего поколения (3th Generation - 3G), в которых старичок WAP уступит место куда более мощным протоколам.
Первые мобильные игры в России разработала компания "Никита". Более года назад в "Никите" сделали игру "Пчелка" - продвинутую версию тамагочи. Чуть позже был подписан контракт с "Билайном", и в распоряжение его клиентов поступили первые пять игр от "Никиты". А около трех месяцев назад доступ к мобильным играм получили и три миллиона друзей МТС. Дружеские отношения между МТС и ее клиентами зашли настолько далеко, что за возможность "погамиться" на мобиле не взимается никакая отдельная плата - как, впрочем, и у "Билайна". Однако зубры отечественной сотовой связи никоим образом не остаются внакладе. Тарифы на WAP по-прежнему немилосердны к кошелькам, пропускная способность этого протокола по-прежнему невелика, а мобильные игры требуют постоянных подзагрузок с сервера и поэтому сжирают чудовищное количество WAP-времени. Впрочем, тем, кто может позволить себе подобное развлечение, денег не жалко. В отличие от встроенных в мобилы игр класса "как бы не умереть со скуки", WAP-игры и в самом деле способны развлечь благородного дона, у которого неожиданно образовалась пара свободных часов.
Летят утки... из офиса "Никиты"
Само собой, индустрия мобильных игр на Западе на порядок более развита, чем в России. Следовательно, гораздо больше и ассортимент предлагаемых развлечений. На многих западных сайтах собраны уже целые коллекции игр. Через WAP можно сразиться в шахматы или устроить файтинг с компьютерным либо живым соперником, заблудиться в неведомых мирах целой кучи текстовых адвенчур или даже поиграть в стратегии (!) реального времени (!). Многие модели телефонов позволяют скачивать новые игры из Интернета и играть автономно, не используя WAP. Как только имеющийся набор игрушек надоест, его можно сменить на другой. Компания Sony разработала интерфейс, с помощью которого на мобиле можно запускать приставочные игры - те, что есть на Sony Playstation (хотя эти сведения нуждаются в проверке). Nokia и несколько других крупных производителей продолжают подписывать контракты, позволяющие им включать известные игры в модели своих телефонов.
Отечественному рынку мобильных игр едва исполнился год, и компания "Никита" все еще остается единственным в России разработчиком этого типа программ. Все началось с игры "Пчелка", в которой требовалось всячески ублажать "малэнький паласатый мух", с тем чтобы получить на выходе "балшой паласатый мух". Тамагочи как тамагочи, хотя и довольно оригинальный - например, пчелке можно было поставить клизму или купить памперс. Сейчас количество игровых приложений, доступных на WAP-сайтах "Билайна" и МТС, выросло до шестнадцати. Среди них есть как примитивные, типа того же "однорукого бандита" или игры в кости, так и относительно навороченные - к примеру, пошаговый файтинг "Поединок". Но даже самые простые игры от "Никиты" интересны благодаря замечательному юмору разработчиков. Я не мог оторваться от "Охоты" - простенького тира с мишенями, перемещающимися в шести клеточках, - пока не посмеялся над всеми приколами, которые в ней есть. Стреляю в летящую утку. Попал! Правда, не в утку - сбил с орбиты спутник. Оштрафовали. Стреляю еще раз. Появляется картиночка, где нарисован лось, плачущий горькими слезами (или это крупные капли пота?). Без рогов в брачный сезон ему придется туговато... Слон с дырочкой в правом боку. Сбитый самолет, инопланетянин и подводная лодка. Картинка с маленькой собачкой, глядящей на озерную рябь. "Гераси-и-им!.." Не дает ответа. Нет его больше, Герасима.
Игра Y-files - неплохая пародия сами знаете на что. Агент с шахтерским именем Кокс Смальта расследует ужасные и таинственные преступления, жертвой которых он зачастую становится. Ему помогает напарница Донатас Скаллиус - спортсменка, комсомолка и такая красавица, что при одном ее виде преступники готовы заложить врага, друга и родную маму. А уж если Донатас улыбнется во все свои пятнадцать зубов... Видимо, Y-files пользуется популярностью в народе - "Никита" сделала уже два продолжения игры.
Относительно интересная забава "Нашествие" - по сути, маленькая повесть с откровенно бредовым сюжетом, в которой главный герой спасает Москву от стаи карлсонов-убийц. Герой смотрит по телевизору передачу "Сам себе режет все", находит в кармане удостоверения "мастера спорта по пряткам на выживание" и "матери-одиночки", а потом собирает в зоопарке армию кенгуру - единственный способ противостоять бесчинству карлсонов.
Хотя мне больше всего понравились две фэнтезийные текстовые адвенчуры - "Путь к себе" и "Лабиринт". Они не перегружены юмором и напоминают о тех днях, когда игры начинались со слов "Вы очнулись в темнице. Вы не помните ни своего имени, ни того, как здесь очутились...". Здесь ваша главная задача - не попасть снова в тюрьму, не дать ограбить себя разбойникам и не быть слопанным крокодилом. У вас даже есть настоящие ролевые характеристики - сила и здоровье. Путешествуя по сказочным мирам, вы встречаетесь с разными персонажами - от хитреца-крестьянина, запродавшего вас страже за десять золотых, до мертвых воинов, дающих вам напутствие и ключ, чтоб открыть решетку. Словом, все почти как в "больших" РС'шных ролевиках. Играть почему-то чертовски интересно - несмотря на графику в виде крохотных иконок и полное отсутствие звука. Сценаристы "Никиты" не зря кушают свой хлеб...
* * *
Если заглянуть в недалекое будущее - года эдак на три вперед, - то нынешних WAP-игр мы там не увидим. Их место займут игры на Java, с цветной графикой, нормальным звуком и гораздо большими возможностями для игроков. Во всяком случае, именно Java сейчас расценивается как наиболее перспективный язык для создания мобильных развлечений. Но со временем и он отойдет в прошлое - не удивлюсь, если к 2010 году мобильные игры начнут писать на "С++" или "Паскале", а графику для них рисовать в новой версии 3D Max.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|