Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Сказка с приданым, или Чем хорош Дед Мороз
На главную страницу >>>
  

 

 

Сказка с приданым, или Чем хорош Дед Мороз

Итак, надо бы сразу договориться, что самый главный новогодний персонаж планеты будет все-таки выступать у нас под именем, "знакомым с детства". И если его основная резиденция - Лапландия, то это не мешает называть его Дедом Морозом. Потому, что всю жизнь под елочкой нас заставлял плясать именно Дедушка Мороз. А не какой-нибудь там...




Дед Мороз и подарки в новогоднюю ночь, пожалуй, самая крепкая и манящая детская сказка-придумка с новогодними подарками от...- вековая индустрия веры в историю. Наши родители, мы, наши дети, братья и сестры вовсю заказывают Дедушке подарки. "Если ты будешь плохо себя вести, Дед Мороз не принесет тебе подарок" - говорят строгие родители. Откровенная манипуляция. Даже самая красивая сказка, даже самая дорогостоящая Барби не оправдывает подобных методов воспитания. В этой сказке уже не пахнет добрым Андерсеном. И праздником веет лишь отчасти.

Мои родители, люди весьма трезвые и материалистичные, никогда не приглашали в дом ряженых Дедушку и Внучку. Правда, подарки под елку все равно клали и уверяли, что ночью, когда все спят, Дед Мороз тихонечко их приносит и отправляется дальше по дороге поздравлений. Мое порочное нелюбопытство ни разу не подняло меня с кровати и не отправило подглядывать, откуда что берется. Тем более, что новогодние подарки всегда были самого-самого качества.

Трезвомыслящие родители, тем не менее, всячески пытались поддерживать во мне веру в чудо. А поскольку они понимали, что чудо обычно не зависит от хорошего поведения или отметок в дневнике, то у меня сложилась твердая уверенность - есть кто-то, кто раз в год исполняет ВСЕ мои желания. Кто в этой истории кого подменил: Дед Мороз - родителей или родители - Деда Мороза, я до сих пор не понимаю. Но факт: от родителей слово "Нет!" я слышала множество раз, а от мифического бородатого символа никогда. И конечно, я в него верила, потому что это было очень удобно. Я обидела маму, получила двойку и пожалела красивую игрушку для лучшей подруги, оставив ее себе. У меня уже был большой багаж тайных стыдов. И поскольку Бога мне под новый год заменял Дед Мороз, его подарок и давал мне индульгенцию вседозволенности на год вперед. Мой личный дед Мороз был очень сговорчивым и прощал мне абсолютно все.

Мне было уже 11 лет, а я как дура с утра бежала под елочку и благодарила: "Спасибо тебе, Дед Мороз, ты опять угадал мое сокровенное." Однажды родители решили устроить мне прямо-таки грандиозный праздник. На Новый год мы поехали в Лапландию, чтобы увидеть "настоящий новый год и настоящего Деда Мороза" - именно так было написано в этой проклятой туристической путевке.

Город Рованиеми встретил нас снегом и нечеловеческим морозом. Гостиница была превосходной, но никаких следов Санта-Деда мной обнаружено не было. На все вопросы родители и обслуживающий персонал с трудом понимавший по-английски отвечали, что, мол, еще не время. Он придет. И так далее. А надо сказать, что в тот год я хотела получить в подарок от дедушки электронную игрушку "Ну погоди". Как вы думаете, были такие в Финляндии?

Через пару дней конечно-лыжного образа жизни (больше делать там было нечего) мы на большом автобусе поехали в гости к Деду Морозу. В маленькую, оформленную в соответствии с "новогодним" стереотипом, избушку набилась куча детей и взрослых. Печка дымила, магнитофон играл типичный рождественский перезвон, гирлянды переливались, а за окнами танцевали огромные настоящие снежинки. Нас угостили финскими сушками и напоили финским чаем. И взрослые, и дети - все жаждали явления, прямо-таки пришествия... С нас бы тогда картину писать "Явление Санты/Деда народу" - был бы живописный шедевр. Для того, чтобы вызвать Деда Мороза из лесу, мы должны были 15 (!) раз обойти вокруг какого-то пенька, специфически притоптывая. Наше неумелое неритмичное шаманство веселило, пожалуй, только моего папу. Экспериментатор по жизни, он с интересом смотрел на меня, размышляя, когда же мне это надоест, я плюну на "дурака с бородой" и мы поедем в гостиницу к финской водке и интернациональной кока-коле. Но я старательно делала все, что говорили. И он явился к нам с черного хода! Улыбающийся бородатый бармалей в шапочке... Вот тут-то и случилось страшное - оказалось, что у "настоящего дела мороза" есть вполне обычная переводчица в омерзительном бардовом костюме и зеленых сапогах.

"Как же он тогда узнавал, что мне дарить? Как же он ходил из дома в дом по Москве, не зная русского языка? Как вообще у сказочника может быть переводчица? Почему он всем подарил одинаковые подарки - микроскопических пищащих Клаусов? И, наконец, зачем родители подсунули мне эту фигню вместо праздника?" Тем не менее, остальные дети всяко радовались и вдохновенно плясали вокруг пенька. Они вовсе не думали и просто веселились. Для меня же это действо стало первой в жизни вакханалией обманутого доверия. Я мучительно пыталась понять, как мне жить дальше. Дед Мороз умер, и вместе с ним умерло счастье легкомысленного отношения к себе. Умерло самое главное - всепрощение. А ведь до это всю мою сознательную жизнь подарок под елкой, найденный 1 января, символизировал для меня отпущение вороха грехов.
Я не плакала, не ругалась и никому никогда об этом не рассказывала. Я только с ужасом ждала следующего нового года. Мне казалось, вместе с Дедом Морозом умер праздник.

Тем не менее, злополучная поездка на север Финляндии оказала на меня прямо-таки благотворное действие. Теперь, избавившись от сказочной иллюзии, как это ни громко звучит, я зависела только от себя. Я понимала, что за мои гадости-провинности мне придется расплачиваться самой. Что, несмотря на мой юный возраст, "скелетов в шкафу" накопилось предостаточно. Что никакой подарок от Деда Мороза не может выдать тебе индульгенцию на год жизни вперед и все душевные завалы придется разгребать самостоятельно. Потому что это мой опыт, моя боль и моя вина и никто не вправе меня от всего этого освобождать.

А Новый год все равно прекрасен. Я поняла это в 12 лет, когда папа принес в дом елку, а мама достала со шкафа коробки с елочными игрушками. И традиционные в нашем доме мандарины на новогоднем дереве смотрелись ничуть не хуже, чем раньше. И вся эта предновогодняя суматоха с подарками, поздравлениями обрела какой-то другой смысл. Мы сами стали волшебниками и подарили друг другу чудо.

Теперь мне кажется, что сказки для того и существуют, чтобы каждый из нас, в конце концов, поверил, что он сам себе волшебник и всякие там чудеса - процесс вполне даже рукотворный.

С новым годом, сказочники.