Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо. - Валгалла им. Ленина
На главную страницу >>>
  

 

 

Валгалла им. Ленина

Пионерская организация с ее символикой, ритуалами и легендами несет на себе явственный отпечаток оккультизма. И пускай, подобно масонам, сами пионеры, быстро забыли о своем долге и предназначении, существование этой организации серьезно изменило судьбу нашей страны.



В первый раз я поехал в лагерь в восемьдесят пятом году. Это был огромных размеров лагерь "Чайка" где-то под Евпаторией, куда нужно было долго ехать через полстраны в плацкартном вагоне, а под сиденьем один из нас вез множество бутылок почему-то теперь исчезнувшего напитка "Бахмара". Сам пионерский лагерь представлялся мне тогда небольшим городом, многие районы которого так и остались тогда неизведанными. На киносеансах под открытым небом (нам упорно показывали "Арабеллу - дочь пирата" и "Третьего брата") и общелагерных мероприятиях (воздушные шары уносили в Турцию эмблему Фестиваля молодежи и студентов, "Рикки и Повери" бодро скандировали "Мамму-Марию" для танцующих пионеров) собирались, казалось, тысячи людей.

Пионерский лагерь - явление, уникальное прежде всего своей массовостью. Существует очень немного людей, чье детство пришлось на годы советской власти и кто не съездил бы в пионерский лагерь хотя бы раз. Ни одно скаутское движение в мире не смогло достичь такого же размаха. При этом, если у тех же скаутов основной акцент делался на том, чтобы дети овладевали определенными навыками - ориентирования на местности, выживания в полевых условиях, то пионерские лагеря всегда позиционировались как некое место для правильного отдыха, чья привлекательность не сводится к простой сумме приобретаемых там умений и имеющихся возможностей для самореализации.

Ни разводить костер, ни ставить палатку я в лагере так и не научился. Надо сказать, что никто этого от меня и не требовал. На соревнованиях по спортивному ориентированию мы моментально заняли последнее место, изящно выйдя от старта прямо к финишу, миновав все промежуточные пункты. Отыгрывались мы на театральных постановках, где регулярно брали все возможные призы, включая экскурсию в Бородино.

В свое время Пелевин в рассказе "Синий фонарь" очень правильно связал пионерский лагерь с темой смерти. Лагерь - это действительно место, где принимают в мертвецы.
Все, связанное с отъездом в лагерь, отчасти напоминает похороны - прощание с родителями, боязнь неизвестного, поездка в автобусе, часто того же типа, что используется в качестве катафалка. О смерти напоминают и детские страшилки, рассказываемые по ночам в спальнях, - все эти истории про синие руки, красные пятна и черные простыни. Таким образом отчасти заполняется лакуна в сознании, связанная с отсутствием информации о причинах перехода в потусторонний мир.

Пионерский лагерь является земной имитацией рая.
Много веков назад одно из колен шиитской секты ассасинов, воглавлявшееся "горным старцем" Гасаном уль-Джебалем, использовало для вербовки новых членов очень простую методику. Молодому человеку давали большую дозу гашиша и внушали, что он находится в райской долине, где цветут прекрасные сады, звери и птицы не боятся человека, а соблазнительные невинные девушки готовы осыпать его своими ласками. Вернуться в эту сказочную страну можно было, лишь истребив определенное количество неверных. "Будут возлежать они на ложах разукрашенных друг против друга, на изголовья облокотившись. Будут обходить их отроки, вечно юные, с чашами, кувшинами и кубками с напитком из родников, от которого не болит голова и не хмелеют; с плодами, каких пожелают они, мясом птиц, какого захотят они. Там для них - девы черноокие, большеглазые, подобные жемчужинам, в раковинах сокрытым, - и все это в воздаяние за то, что творили они в мире земном". (Коран, 56:15-24)

Пионерские лагеря выполняли аналогичную галлюцинаторным мирам функцию, хотя в этом случае обходилось без наркотических веществ. Дети попадали в страну, где царило вечное лето, где можно было купаться, ходить на дискотеки, играть в футбол, а их за это еще кормили и поили, требуя взамен лишь соблюдения определенной дисциплины. Счастье в обмен на свободу - это один из основополагающих моментов любой религии, трактующей вопросы посмертного воздаяния. При этом ребенок подсознательно начинал думать, что такая жизнь - это и есть обещанное светлое будущее, и если выполнять все требования системы, то когда-нибудь мы все окажемся в огромном пионерском лагере, где не будет больше забот и тревог.

Лагерь пионерский в массовом сознании неизбежно ассоциируется также с тюрьмой, или просто лагерем. Этому способствует наличие некоторых сходных черт - замкнутость территории, общая организация быта, различающаяся только степенью комфорта, разделение пионеры-вожатые и заключенные-охрана. Однако различия между этими двумя явлениями гораздо глубже, потому что если пионерский лагерь является моделью рая, то просто лагерь - это безусловно одно из земных воплощений ада, куда человек попадает после того, как нарушит данные ему предписания. Эти два лагеря соотносятся между собой примерно как Валгалла и Хель в скандинавской мифологии.

Время от времени в пионерских лагерях всплывала проблема "деревенских", явных кандидатов на попадание в лагеря. То они приставали к девушкам, то устраивали драки со старшими отрядами. Все это по большей части ограничивалось невнятно пересказываемыми слухами, но от сознания того, что рядом, за забором, кипит и ворочается чужая и недобрая жизнь, становилось еще интереснее.

Безусловно, из миллионов детей, прошедших через пионерские лагеря, определенная часть оказалась отбракована. Не все были способны увидеть рай в небольшом мирке, живущем по строгому расписанию за железным забором. Кто-то находил Эдем в дедовском доме со скрипящими половицами, подшивками пыльных журналов в шкафу и раскидистым старым деревом в дальнем углу сада. Кто-то всю жизнь мечтал вернуться в пустынный солнечный город своего детства, с невысокими домами и медлительной речкой под обрывистым берегом. А кто-то так и не смог найти рай на этой земле. Все это совершенно нормально для задуманного грандиозного проекта, в котором не всегда было время и силы искать индивидуальный подход к каждому ребенку. Тем более что людей, побывавших в каком-нибудь "Дзержинце", "Чайке" или - мечта почти недостижимая, детальное воплощение Града Небесного - "Артеке" и бережно хранящих воспоминания о тех счастливых днях, все равно неизмеримо больше.